Главное содержание

Оповещение

Основы психического здоровья у подростков (часть 2)

Психоз. Расстройства, характеризующиеся психотическими симптомами, чаще всего возникают в позднем подростковом или юношеском возрасте. Симптомы психозов могут включать в себя галлюцинации (такие как слуховое или зрительное восприятие несуществующих вещей) или бредовые расстройства (включая стойкие заблуждения). Психотические эпизоды могут серьезно нарушить способность подростка участвовать в повседневной жизни или получать образование. Во многих ситуациях подростки, страдающие психозами, подвергаются жестокой стигматизации и риску нарушения их прав.

Самоубийство и самоповреждение. Согласно оценкам, в 2016 г. самоповреждения стали причиной смерти 62 000 подростков. Самоубийства стоят на третьем месте среди ведущих причин смертности подростков старшего возраста (15-19 лет). Почти 90% подростков в мире проживают в странах с низким или средним уровнем доходов, однако среди проживающих в этих странах подростков совершается более 90% подростковых самоубийств. Попытки самоубийства могут совершаться импульсивно или быть вызваны ощущением безысходности или одиночества. Факторы риска самоубийств разнообразны и включают в себя вредное употребление алкоголя, жестокое обращение в детстве, стигматизацию при обращении за помощью, препятствия к получению помощи и доступность средств совершения самоубийства. С данной возрастной группой связана растущая обеспокоенность распространением информации о суицидальном поведении через цифровые средства коммуникации.

Рискованные формы поведения. В подростковом возрасте складываются многие из таких опасных для здоровья форм поведения, как употребление психоактивных веществ или рискованное сексуальное поведение. Ограниченная способность подростков к планированию и контролю за своими эмоциями, возведение в норму рискованного поведения по отношению к здоровью в среде сверстников и такие факторы среды, как бедность и подверженность насилию, могут повышать вероятность проявления рискованных форм поведения. Рискованные формы поведения могут быть как неудачными попытками справиться с проблемами психического здоровья, так и негативным фактором, имеющим тяжелые последствия для психического и физического благополучия подростка.

Серьезной проблемой во многих странах является употребление психоактивных веществ (таких как алкоголь и наркотики) с вредными последствиями. В 2016 г. распространенность тяжелого эпизодического употребления алкоголя среди подростков в возрасте 15-19 лет составляла 13,6% и больше всего угрожала мальчикам и юношам. Употребление психоактивных веществ с вредными последствиями среди подростков повышает вероятность дальнейшего рискованного поведения в таких формах, как небезопасный секс. Рискованное сексуальное поведение, в свою очередь, повышает в среде подростков риск инфекций, передаваемых половым путем, и ранней беременности  ведущей причины смерти девушек старшего подросткового возраста и молодых женщин (в том числе во время родов и в результате небезопасных абортов). 

Дополнительную обеспокоенность вызывает употребление табака и конопли. В 2016 г. на основе имеющихся данных из 130 стран были получены оценки, согласно которым 5,6% подростков в возрасте 15-16 лет употребляли каннабис по крайней мере один раз в течение предыдущего года. Многие взрослые курильщики попробовали свою первую сигарету до наступления восемнадцатилетия. 

Совершение насилия представляет собой рискованную форму поведения, которая может повышать вероятность неполучения достаточного образования, травматизма, вовлечения в противоправную деятельность или смерти. В 2016 г. межличностное насилие было признано второй по значимости ведущей причиной смертности юношей старшего подросткового возраста. 

Укрепление психического здоровья и профилактика

Меры по укреплению психического здоровья подростков призваны усилить защитные факторы и расширить круг альтернатив рискованным формам поведения. Укрепление психического здоровья и благополучия помогает сформировать у подростков адаптивность, позволяющую им успешно справляться с трудными ситуациями или неблагоприятными факторами. Программы укрепления психического здоровья, рассчитанные на всех подростков, и профилактические программы для подростков, подверженных риску расстройств психического здоровья, должны осуществляться на многих уровнях с использованием самых различных платформ, например, через цифровые средства коммуникации, в учреждениях здравоохранения и социальной сферы, на базе учебных заведений и среди местного населения.

  • Примеры мероприятий по укреплению психического здоровья и профилактике:
    психологические занятия, проводимые индивидуально, в группах или автономно онлайн;
  • семейно-ориентированные мероприятия, такие как обучение лиц, осуществляющих уход, включая меры по обеспечению потребностей таких лиц;
  • мероприятия на базе школ, в частности: 
  • внедрение организационных изменений в интересах создания безопасной, защищенной и позитивной психологической среды;
  • обучение по вопросам психического здоровья и воспитания жизненно необходимых навыков; 
  • обучение персонала выявлению риска самоубийств и оказанию базовой помощи;
  • школьные профилактические программы для подростков, подверженных риску расстройств психического здоровья;
  • мероприятия на уровне местных сообществ, в частности, программы воспитания лидеров и наставников в подростковой среде;
  • программы профилактики, ориентированные на подростков, находящихся в уязвимом положения, например, затронутых гуманитарными кризисами или нестабильностью, а также меньшинства и дискриминируемые категории населения;
  • программы по предотвращению и смягчению последствий сексуального насилия в отношении подростков;
  • многосекторальные программы профилактики самоубийств; 
  • многоуровневые мероприятия по профилактике злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами; 
  • всеобъемлющее половое воспитание в целях предупреждения рискованных форм сексуального поведения; 
  • программы профилактики насилия. 

Раннее выявление и лечение

Крайне важно реагировать на нужды подростков с установленными нарушениями психического здоровья. Ключевые принципы работы с подростками заключаются в том, чтобы избегать направления их в специализированные учреждения, в первоочередном порядке использовать нефармакологические методы и обеспечивать соблюдение прав детей в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка и другими документами по правам человека.

При выборе мер помощи подросткам следует учитывать следующие соображения: 

  • важность раннего обнаружения психических и наркологических расстройств и принятия научно обоснованных мер. Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья содержит основанные на фактических данных руководящие указания для неспециалистов, позволяющие им более эффективно выявлять приоритетные расстройства психического здоровья и оказывать помощь в условиях недостатка ресурсов;
  • использование трансдиагностических методов, в частности, одновременно ориентированных на несколько проблем психического здоровья; 
  • оказание помощи персоналом, действующим под контролем и обученным решать специфические проблемы подростков; 
  • привлечение при необходимости лиц, осуществляющих уход, укрепление их потенциала и изучение предпочтений подростков;
  • применение методов самопомощи в режиме личного общения, а также в самостоятельном режиме по указаниям специалиста, в том числе с использованием электронных каналов оказания психиатрической помощи. С учетом стигматизации или невозможности доступа к услугам приемлемым вариантом для подростков могут оказаться методы самопомощи, не требующие контроля со стороны специалиста;
  • психотропные препараты следует применять крайне осторожно и предлагать подросткам с умеренно-тяжелыми нарушениями психического здоровья в тех случаях, когда психосоциальные методы оказываются неэффективными, и только при наличии клинических показаний и информированного согласия. Лечение должно проводиться под контролем специалиста и с пристальным клиническим отслеживанием возможных побочных реакций. 

Ответные действия ВОЗ. В 2017 г. ВОЗ выпустила документ «Глобальное ускорение действий в интересах здоровья подростков (AA-HA!): руководство по осуществлению в странах». Руководство призвано помочь правительствам в решении проблем здоровья подростков, в том числе психического здоровья, на уровне стран. В нем особо подчеркиваются преимущества активного вовлечения подростков в разработку национальных стратегий, программ и планов.

 В Глобальной стратегии охраны здоровья женщин, детей и подростков на 2016-2030 гг. подчеркивается, что каждый подросток имеет право на достижение физического и психического благополучия, при этом подросткам отводится центральная роль в достижении Целей в области устойчивого развития на 2015-2030 годы. 

 План действий ВОЗ в области психического здоровья на 2013-2020 гг. отражает обязательство всех государств-членов ВОЗ принять конкретные меры для укрепления психического благополучия, предотвращения психических расстройств, обеспечения медицинской помощи, ускорения выздоровления, укрепления прав человека и снижения смертности, заболеваемости и инвалидности лиц с психическими расстройствами, включая подростков.