Главное содержание

Оповещение

Основы психического здоровья у подростков (часть 2)

Психоз. Расстройства, характеризующиеся психотическими симптомами, чаще всего возникают в позднем подростковом или юношеском возрасте. Симптомы психозов могут включать в себя галлюцинации (такие как слуховое или зрительное восприятие несуществующих вещей) или бредовые расстройства (включая стойкие заблуждения). Психотические эпизоды могут серьезно нарушить способность подростка участвовать в повседневной жизни или получать образование. Во многих ситуациях подростки, страдающие психозами, подвергаются жестокой стигматизации и риску нарушения их прав.

Самоубийство и самоповреждение. Согласно оценкам, в 2016 г. самоповреждения стали причиной смерти 62 000 подростков. Самоубийства стоят на третьем месте среди ведущих причин смертности подростков старшего возраста (15-19 лет). Почти 90% подростков в мире проживают в странах с низким или средним уровнем доходов, однако среди проживающих в этих странах подростков совершается более 90% подростковых самоубийств. Попытки самоубийства могут совершаться импульсивно или быть вызваны ощущением безысходности или одиночества. Факторы риска самоубийств разнообразны и включают в себя вредное употребление алкоголя, жестокое обращение в детстве, стигматизацию при обращении за помощью, препятствия к получению помощи и доступность средств совершения самоубийства. С данной возрастной группой связана растущая обеспокоенность распространением информации о суицидальном поведении через цифровые средства коммуникации.

Рискованные формы поведения. В подростковом возрасте складываются многие из таких опасных для здоровья форм поведения, как употребление психоактивных веществ или рискованное сексуальное поведение. Ограниченная способность подростков к планированию и контролю за своими эмоциями, возведение в норму рискованного поведения по отношению к здоровью в среде сверстников и такие факторы среды, как бедность и подверженность насилию, могут повышать вероятность проявления рискованных форм поведения. Рискованные формы поведения могут быть как неудачными попытками справиться с проблемами психического здоровья, так и негативным фактором, имеющим тяжелые последствия для психического и физического благополучия подростка.

Серьезной проблемой во многих странах является употребление психоактивных веществ (таких как алкоголь и наркотики) с вредными последствиями. В 2016 г. распространенность тяжелого эпизодического употребления алкоголя среди подростков в возрасте 15-19 лет составляла 13,6% и больше всего угрожала мальчикам и юношам. Употребление психоактивных веществ с вредными последствиями среди подростков повышает вероятность дальнейшего рискованного поведения в таких формах, как небезопасный секс. Рискованное сексуальное поведение, в свою очередь, повышает в среде подростков риск инфекций, передаваемых половым путем, и ранней беременности  ведущей причины смерти девушек старшего подросткового возраста и молодых женщин (в том числе во время родов и в результате небезопасных абортов). 

Дополнительную обеспокоенность вызывает употребление табака и конопли. В 2016 г. на основе имеющихся данных из 130 стран были получены оценки, согласно которым 5,6% подростков в возрасте 15-16 лет употребляли каннабис по крайней мере один раз в течение предыдущего года. Многие взрослые курильщики попробовали свою первую сигарету до наступления восемнадцатилетия. 

Совершение насилия представляет собой рискованную форму поведения, которая может повышать вероятность неполучения достаточного образования, травматизма, вовлечения в противоправную деятельность или смерти. В 2016 г. межличностное насилие было признано второй по значимости ведущей причиной смертности юношей старшего подросткового возраста. 

Укрепление психического здоровья и профилактика

Меры по укреплению психического здоровья подростков призваны усилить защитные факторы и расширить круг альтернатив рискованным формам поведения. Укрепление психического здоровья и благополучия помогает сформировать у подростков адаптивность, позволяющую им успешно справляться с трудными ситуациями или неблагоприятными факторами. Программы укрепления психического здоровья, рассчитанные на всех подростков, и профилактические программы для подростков, подверженных риску расстройств психического здоровья, должны осуществляться на многих уровнях с использованием самых различных платформ, например, через цифровые средства коммуникации, в учреждениях здравоохранения и социальной сферы, на базе учебных заведений и среди местного населения.

  • Примеры мероприятий по укреплению психического здоровья и профилактике:
    психологические занятия, проводимые индивидуально, в группах или автономно онлайн;
  • семейно-ориентированные мероприятия, такие как обучение лиц, осуществляющих уход, включая меры по обеспечению потребностей таких лиц;
  • мероприятия на базе школ, в частности: 
  • внедрение организационных изменений в интересах создания безопасной, защищенной и позитивной психологической среды;
  • обучение по вопросам психического здоровья и воспитания жизненно необходимых навыков; 
  • обучение персонала выявлению риска самоубийств и оказанию базовой помощи;
  • школьные профилактические программы для подростков, подверженных риску расстройств психического здоровья;
  • мероприятия на уровне местных сообществ, в частности, программы воспитания лидеров и наставников в подростковой среде;
  • программы профилактики, ориентированные на подростков, находящихся в уязвимом положения, например, затронутых гуманитарными кризисами или нестабильностью, а также меньшинства и дискриминируемые категории населения;
  • программы по предотвращению и смягчению последствий сексуального насилия в отношении подростков;
  • многосекторальные программы профилактики самоубийств; 
  • многоуровневые мероприятия по профилактике злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами; 
  • всеобъемлющее половое воспитание в целях предупреждения рискованных форм сексуального поведения; 
  • программы профилактики насилия. 

Раннее выявление и лечение

Крайне важно реагировать на нужды подростков с установленными нарушениями психического здоровья. Ключевые принципы работы с подростками заключаются в том, чтобы избегать направления их в специализированные учреждения, в первоочередном порядке использовать нефармакологические методы и обеспечивать соблюдение прав детей в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка и другими документами по правам человека.

При выборе мер помощи подросткам следует учитывать следующие соображения: 

  • важность раннего обнаружения психических и наркологических расстройств и принятия научно обоснованных мер. Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья содержит основанные на фактических данных руководящие указания для неспециалистов, позволяющие им более эффективно выявлять приоритетные расстройства психического здоровья и оказывать помощь в условиях недостатка ресурсов;
  • использование трансдиагностических методов, в частности, одновременно ориентированных на несколько проблем психического здоровья; 
  • оказание помощи персоналом, действующим под контролем и обученным решать специфические проблемы подростков; 
  • привлечение при необходимости лиц, осуществляющих уход, укрепление их потенциала и изучение предпочтений подростков;
  • применение методов самопомощи в режиме личного общения, а также в самостоятельном режиме по указаниям специалиста, в том числе с использованием электронных каналов оказания психиатрической помощи. С учетом стигматизации или невозможности доступа к услугам приемлемым вариантом для подростков могут оказаться методы самопомощи, не требующие контроля со стороны специалиста;
  • психотропные препараты следует применять крайне осторожно и предлагать подросткам с умеренно-тяжелыми нарушениями психического здоровья в тех случаях, когда психосоциальные методы оказываются неэффективными, и только при наличии клинических показаний и информированного согласия. Лечение должно проводиться под контролем специалиста и с пристальным клиническим отслеживанием возможных побочных реакций. 

Ответные действия ВОЗ. В 2017 г. ВОЗ выпустила документ «Глобальное ускорение действий в интересах здоровья подростков (AA-HA!): руководство по осуществлению в странах». Руководство призвано помочь правительствам в решении проблем здоровья подростков, в том числе психического здоровья, на уровне стран. В нем особо подчеркиваются преимущества активного вовлечения подростков в разработку национальных стратегий, программ и планов.

 В Глобальной стратегии охраны здоровья женщин, детей и подростков на 2016-2030 гг. подчеркивается, что каждый подросток имеет право на достижение физического и психического благополучия, при этом подросткам отводится центральная роль в достижении Целей в области устойчивого развития на 2015-2030 годы. 

 План действий ВОЗ в области психического здоровья на 2013-2020 гг. отражает обязательство всех государств-членов ВОЗ принять конкретные меры для укрепления психического благополучия, предотвращения психических расстройств, обеспечения медицинской помощи, ускорения выздоровления, укрепления прав человека и снижения смертности, заболеваемости и инвалидности лиц с психическими расстройствами, включая подростков.

Основы психического здоровья в подростковом возрасте (часть 1)

Подростковый возраст решающий период развития и закрепления социальных и эмоциональных привычек, имеющих важное значение для психического благополучия. К ним относятся формирование здорового режима сна, регулярная физическая активность, развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения, и воспитание способности к эмоциональному самоконтролю. Важное значение также имеют благоприятные условия в семье, школе и окружающем обществе в целом. 

В каждый момент времени состояние психического здоровья подростка определяется целым рядом факторов. Увеличение числа воздействующих на подростка факторов риска усугубляет их потенциальные последствия для его психического здоровья. Факторы, способные повышать уровень стресса в подростковом возрасте, включают в себя стремление к большей самостоятельности, желание соответствовать ожиданиям сверстников, поиск сексуальной идентичности и возрастающую доступность и применение технических средств. Влияние СМИ и гендерных норм может усугублять несоответствие между действительностью, в которой живет подросток, и его устремлениями или представлениями о будущем. Другими значимыми детерминантами психического здоровья подростков являются качество их домашней жизни и их взаимоотношения со сверстниками. Признанными рисками для психического здоровья являются насилие (в том числе жесткие методы родительского воспитания и издевательства со стороны сверстников) и социально-экономические проблемы. Дети и подростки особенно уязвимы перед лицом сексуального насилия, которое безусловно имеет отношение к ухудшению психического здоровья. 

Некоторые подростки подвергаются повышенному риску нарушений психического здоровья из-за окружающих их материально-бытовых условий, стигматизации, дискриминации или неприятия, либо отсутствия доступа к качественной помощи и услугам. Это, в частности, относится к подросткам, живущим в условиях гуманитарных кризисов и нестабильности; подросткам, страдающим хроническими заболеваниями, расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью или другими неврологическими расстройствами, беременным подросткам, подросткам, ставшим родителями или вступившим в ранний и/или принудительный брак, сиротам, и подросткам из числа этнических или сексуальных меньшинств либо других дискриминируемых групп населения. 

Подростки с нарушениями психического здоровья, в свою очередь, особенно уязвимы перед лицом таких явлений, как социальная исключенность, дискриминация, стигматизация (ограничивающая их готовность обращаться за помощью), трудности в учебе, рискованные формы поведения, физическое нездоровье и нарушения прав человека. 

Нарушения психического здоровья у подростков

Согласно оценкам, 10-20% подростков во всем мире сталкиваются с нарушениями психического здоровья, но не проходят диагностику и лечение. Признаки ухудшения психического здоровья могут остаться незамеченными по целому ряду причин, таких как незнание или непонимание специфики психического здоровья работниками здравоохранения и стигматизация, удерживающая подростка от обращения за помощью.

Эмоциональные расстройства. В подростковом возрасте нередко развиваются эмоциональные расстройства. Помимо депрессии или тревожности подростки с расстройствами эмоциональной сферы могут также испытывать повышенную раздражительность, недовольство или гнев. Симптомы могут напоминать сразу несколько эмоциональных расстройств и характеризоваться неожиданными переменами настроения и вспышками эмоций. У подростков младшего возраста могут дополнительно возникать эмоционально обусловленные физические симптомы, такие как боль в желудке, головная боль или тошнота. 

Депрессия занимает девятое место в мире среди ведущих причин заболеваемости и инвалидности среди подростков, на восьмом месте стоит тревожное расстройство. Эмоциональные расстройства могут сильно ограничивать функциональные возможности подростков, сказываясь на учебе и посещаемости. Изоляция и ощущение одиночества могут усугубляться отчужденностью или избеганием семьи, сверстников или социального окружения. В наихудшем случае депрессия может приводить к самоубийству. 

Детские расстройства поведения являются шестой по значимости ведущей причиной бремени болезней среди подростков. В этом возрасте подросток нередко испытывает на прочность существующие правила, запреты и ограничения. Детские расстройства поведения, однако, представляют собой повторяющиеся, тяжелые и не характерные для этого возраста формы поведения, такие как гиперактивность и невнимательность (например, при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью) либо деструктивное или вызывающее поведение (например, при кондуктивном расстройстве). Детские расстройства поведения негативно влияют на обучение подростков, а иногда дают повод для вмешательства со стороны органов правосудия. 

Расстройства приема пищи обычно возникают в подростковом и юношеском возрасте. Большинство расстройств приема пищи возникают у девочек и девушек чаще, нежели у мальчиков и юношей. Такие расстройства приема пищи, как нервная анорексия, нервная булимия и компульсивное переедание характеризуются вредными для здоровья формами поведения, связанными с питанием, в частности, ограничением потребления калорий или бесконтрольным поглощением пищи. Нервная анорексия и нервная булимия также проявляются в виде озабоченности своим рационом питания, фигурой или весом наряду с такими поведенческими проявлениями, как чрезмерные гимнастические упражнения или вызывание у себя рвоты, призванное компенсировать потребление калорий. Для страдающих нервной анорексией характерна сниженная масса тела и повышенный страх набрать вес. Компульсивное переедание может сопровождаться подавленным состоянием, чувством вины или отвращения к себе при неумеренном поглощении пищи. Расстройства приема пищи пагубно влияют на здоровье и нередко сосуществуют с депрессией, тревожным расстройством и/или злоупотреблением психоактивными веществами.

Информация для родителей о проблеме аутизма

  Всемирный день распространения информации о вопросах аутизма, отмечаемый ежегодно 2 апреля, начиная с 2008 года, установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года. 
Численность детей, страдающих аутизмом, высока во всех регионах мира и имеет громадные последствия для детей, их семей, общин и обществ.
       Детский аутизм является особым видом нарушения в психо-социальном развитии ребенка. В силу клинического разнообразия проявлений данного нарушения возник термин «расстройства аутистического спектра» (РАС), объединяющий различные варианты аутистических расстройств и обозначающих группы детей, нуждающихся в специализированной помощи. 
          На сегодняшний день аутизм, наверное, смело можно назвать одним из самых «особенных» нарушений ментального здоровья в детском возрасте. И не только потому, что таких детей часто называют «странными», а еще и потому что до сих пор неизвестно, что является причиной его возникновения и что именно нарушается у такого ребенка. Существуют разные теории, но ни одна из них не может целиком и полностью объяснить природу данного расстройства. 
Обратитесь к врачу, если вы стали замечать у своего ребенка следующие особенности (симптомы):
- ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;
- не может объяснить, чего он хочет;
- испытывает задержку темпов речевого развития;
- не следует никаким указаниям взрослых;
- периодически появляются нарушения слуха;
- не понимает, как играть с той или иной игрушкой;
- плохо устанавливает визуальный контакт;
- не улыбается другим;
- не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;
- не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев;
- не говорит отдельные слова в 16 месяцев;
- не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;
- наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.
             Часто у родителей таких детей создается ощущение, что ребенок живет в своем собственном отдельном мире.

Всемирный день информирования о проблеме аутизма позволяет развеять мифы и предрассудки о таких детях, дать больше объективной информации, объединить усилия родителей, специалистов различных министерств и ведомств и людей не безразличных к чужим проблемам.

Людей больных аутизмом необходимо научить, как общаться и взаимодействовать с другими людьми. Это непростая задача, и она включает всю семью, а также специалистов. Родители ребенка с аутизмом должны постоянно получать информацию о новых методах лечения, и сохранить открытость. Некоторые виды лечения подходят одним пациентам, но не подходят другим. Эффективность многих видов лечения еще предстоит научно доказать. Решения о лечении всегда принимаются в индивидуальном порядке после тщательной оценки, и основаны на том, что это подходящее лечение, как для самого ребенка, так и для его семьи.

        Важно помнить  аутизм состояние, которое требует постоянного лечения. Программа лечения может меняться при развитии индивидуума. Семьи должны остерегаться программ лечения, которые дают ложную надежду на исцеление.    Не существует еще таких лекарств, которые бы полностью доказали свою эффективность при лечении аутизма.  Нет лекарств излечивающих аутизм, нет и достаточного уровня готовности общества принять детей с особенностями развития в свое ряды, а это для детей и их родителей гораздо важнее, чем поиск волшебной таблетки.

Общеевропейское руководство по переходу от институциональной системы ухода

Общеевропейское руководство по переходу от институиональной системы ухода.pdf 

По всему Европейскому Союзу сотни тысяч людей с инвалидностью, с психическими расстройствами, пожилых людей, детей, оставленных без попечения родителей, или детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, живут в крупных изолированных интернатах.
Такие учреждения создавались первоначально для обеспечения ухода, питания и проживания, однако сейчас, доказано, что они не могут предоставить личностно-ориентированные услуги и соответствующую поддержку, необходимую для
осуществления полной социальной инклюзии. Физическая изоляция от общества и семьи сильно ограничивает дееспособность и готовность людей, проживающих или воспитывающихся в таких учреждениях, к полноправному участию в жизни своего сообщества и общества в целом.

Источник материала со страницы www.deinstby.org

"Точка опоры" Сборник материалов в поддержку людей с особыми нуждами

Точка опоры.pdf - скачать   

Сборник материалов в поддержку людей с обосыми нуждами. 

 Для каждого человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, очень важно найти свою "точку опоры". Это особенно актуально для людей с инвалидностью, с особенностями в развитии. Кто-то находит опору в поддержке близких и окружающего сообщества, для кого-то очень важно повысить свою информированность и правовую осведомленность, для других необходимо избавиться от страха и не бояться просто выйти за пределы своей квартиры, дома. В любом случае человек не должен оставаться наедине со своей проблемой, чувствовать безысходность. В сборнике собраны материалы, которые могут помочь людям с особенностями в развитии принять правильное решение, обрести партнеров и единомышеленников, найти свою точку опоры. 

Источник http://www.amansaulyk.kz/