Главное содержание

Оповещение

Актуальные вопросы поддержки детей и подростков с особыми образовательными потребностями и молодых людей с психосоциальной инвалидностью

Конституция Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан от 08.08.2002 года  № 345-2 «О правах ребенка в Республике Казахстан», Закон Республики Казахстан от 11.07.2002 года № 343-II «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», Закон Республики Казахстан от 13.04.2005 года № 39-III «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», Закон Республики Казахстан от 29.12.2008 года N 114-IV «О специальных социальных услугах» и другие нормативно-правовые акты, Стандарты и Правила являются нормативной базой для оказания образовательных, коррекционных, специальных социальных, медицинских и иных услуг детям и подросткам с особыми образовательными потребностями, взрослым и пожилым лицам с разными видами нарушений и инвалидностью. Из года в год виды и перечень услуг, оказываемых от разных ведомств вышеуказанным категориям граждан расширяются и совершенствуются. Отрадно то, что в Третьем этапе Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан на 2012-2018 годы обозначены нижеследующие пункты, имеющие главной целью улучшение качества жизни граждан с инвалидностью:

  

  1. Выработка предложений к изменению дефиниций и индикаторов инвалидности в некоторых законодательных актах Республики Казахстан, направленных на исключение дискриминации по признаку инвалидности, что является особо важным моментом по отношению к лицам с инвалидностью. Экспертами в лице юристов, лингвистов и активистов гражданского общества был проведен анализ отечественного законодательства на предмет наличия некорректной и дискриминирующей терминологии, в результате чего нами совместно с коллегами в рамках проекта, поддержанного Детским Фондом ООН ЮНИСЕФ, был предложен ряд терминов и определений на государственном и русском языках, которые подлежат замене и устранению в НПА РК.
  2. Организация взаимодействия ПМПК и МСЭ по вопросам подготовки и реализации индивидуальных программ реабилитации ребенка с ограниченными возможностями, в результате чего будет выстроена система разработки ИПР и выработаны механизмы межведомственного взаимодействия в данной области.

    3. Предоставление статистических данных по детям, обучающимся на дому, в общеобразовательных школах и специальных (коррекционных) школах. Общеизвестно,  что Республиканской психолого-медико-педагогической консультацией ежегодно ведется сбор статистических данных по детям и подросткам с особыми образовательными потребностями и предоставляются сведения со всех регионов в Министерство образования и науки, однако в других ведомствах есть иные цифры именно по данной категории детей, поэтому назрела необходимость создания единых и общих официальных данных по количеству детского населения дошкольного и школьного возраста, имеющему особые образовательные потребности.    
    4. Пересмотр специальных учебных программ для специальных (коррекционных) школ с ориентацией на получение профессии. На сегодняшний день учителями специальных школ и специалистами Национального научно-практического центра коррекционной педагогики разработаны программы по трудовым дисциплинам для учащихся вспомогательных школ с целью получения рабочих специальностей.
    5. Пересмотр подходов к оказанию социально-педагогических услуг в МСУ, в процессе которого будет определен статус педагогических кадров в системе социальной защиты, разработаны и утверждены образовательно-коррекционные программы для детей и подростков с особыми образовательными потребностями.
    6. Рассмотрение вопроса развития сети социальных домов малой вместимости, центров социального обслуживания. На сегодняшний день реализуются пилотные проекты с целью деинституционализации МСУ и социальной адаптации клиентов услуг, однако есть ряд вопросов, касающийся организации дневной занятости, трудовой деятельности и включения в сообщество Клиентов услуг такого рода новых субъектов деятельности.
    7. Представление сведений о занятости выпускников, имеющих инвалидность, после получения среднего общего, профессионального и технического, высшего образования. Нами в рамках научно-исследовательской работы в сфере специального образования проводится исследование по вопросам профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) школ, теперь необходимо собрать сведения о занятости после получения общего, профессионального и технического, высшего образования. 
    8. Мониторинг соблюдения Конвенции о правах инвалидов.
    9. Предложения к ежегодному Национальному отчету по защите прав и законных интересов инвалидов в соответствии с положениями Конвенции о правах инвалидах.
    На наш взгляд проблемы реабилитации, социальной адаптации, профессионально-трудовой подготовки и интеграции лиц с нарушениями ментального здоровья и/или с сочетанными поражениями разных органов и функций организма недостаточно полно и остро обсуждаются в современном казахстанском обществе. Согласно научным исследованиям, проведенным нами, молодые люди с инвалидностью и выпускники специальных организаций образования, обучающих по вспомогательной программе, не имеют возможности выбора профессий и специальностей, не говоря уже о самой трудовой деятельности и самостоятельной жизни в социуме. В зависимости от течения заболевания и проявления видов нарушений они могут получать услуги социальных работников на дому либо посещать, если конечно они есть в населенном пункте их проживания, центры дневного пребывания (полустационары), т.е. становятся получателями специальных социальных услуг согласно одноименному Стандарту или находятся дома, ничем не заняты и не охвачены программами (занятости, реабилитации, интеграции в общество и т.д.). Семья и ближайшее окружение подростка с ментальными нарушениями и молодого человека с психосоциальной инвалидностью самостоятельно решает вопросы медицинской реабилитации, социальной адаптации, дневной занятости, трудовой деятельности, реализации прав данного лица, гарантированных отечественным законодательством, развивает собственные компетенции и выражает инициативы от себя, старается подтянуть для этого разные виды ресурсов. Между тем именно семья сталкивается со множеством барьеров и преград, в конечном итоге остается изолированной от общества из-за существующих стигм и стереотипов вокруг лиц вышеуказанной категории. В связи с тем, что в системе технического, профессионального и высшего образования не существует утвержденных государственных программ по профессиональной подготовке граждан с особыми образовательными потребностями, не разработана нормативная база, касающаяся специального образования лиц с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и ментальной сферы, а также со сложными нарушениями с условиях ТиПО и вузов РК, существует необходимость устранения такого рода недостатков и важность реализации пилотных проектов по профессионально-трудовой подготовке и трудоустройству лиц данной группы. Вместе с тем актуальна проблема привития навыков самостоятельной жизни в условиях защищенного жилья, т.к. зачастую семья не знает как быть с великовозрастным «ребенком» в кризисных ситуациях и острых моментах.   
    Частный Благотворительный Фонд «Азамат әлеуеті» в партнерстве с ОО «Ассоциация женщин с инвалидностью «Шырак» в 2016 году реализовал проект «Усиление возможностей лиц с нарушениями ментального здоровья и сочетанными поражениями» ‒ «Менталды денсаулығында бұзылыстары және күрделі ауытқулары бар тұлғалардың әлеуетін күшейту». Данный проект имел следующие цели и задачи:   
    Цель – реализация пилотного проекта по созданию и организации альтернативных служб по реабилитации, социальной адаптации, профессионально-трудовой подготовке и интеграции в общество лиц с нарушениями ментального здоровья и сочетанными поражениями. Задачами проекта были:

  • организация и создание 2-х лечебно-трудовых и ремесленных мастерских для подростков и молодых людей с ментальными нарушениями и сочетанными поражениями с учетом их желаний и потребностей, возможностей и ограничений;
  • организация жилья под «защитой» в виде малокомплектного дома для подростков и молодежи с нарушениями ментального здоровья и сочетанными поражениями в г. Алматы.

    В виду того, что жизненная ситуация мотивировала руководителя проекта перейти работать в сферу специального образования и реализоваться в качестве юриста-консультанта для различного рода групп граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, приходится часто общаться с родителями детей и подростков с особыми образовательными потребностями, а также с лицами, имеющими те или иные нарушения либо инвалидность. В ходе консультаций и бесед выявляется ряд проблем и вопросов, касающихся реабилитации, социальной адаптации, дневной занятости, профессиональной подготовки и трудоустройства лиц, имеющих инвалидность в связи с физическими и психическими нарушениями, включая низкую информированность и осведомленность, неграмотность в юридическом плане и бездейственность в различных ситуациях, потери надежды и веры в реализации всех прав и свобод, а также получения помощи и поддержки со стороны государственных органов и общества. Для устранения вышеназванных ошибок и проблем, достижения высокого качества жизни и обладания гарантированных отечественным законодательством прав, необходима информационно-правовая база, консультативная помощь и психологическая поддержка различных категорий граждан, в том числе и имеющихся нарушения ментальной сферы.
    Исходя из данного рода проблем возникает необходимость подготовки проектов нормативно-правовых документов, касающихся профессионально-трудовой подготовки и реализации права на самостоятельную жизнь, а также Стандарта малокомплектных домов для проживания лиц с инвалидностью и ментальные нарушения здоровья. Специалисты, реализовавшие данный проект, ознакомлены с проектами Глобальной Инициативы в  психиатрии,  знают  опыт  Германии, Республики Литва, Российской Федерации, Республики Белорусь и других стран по деинституциализации, развитию инклюзивных услуг, методологии обучения, профессионально-трудовой подготовки, организации и развития навыков самостоятельной жизни граждан вышеуказанных категорий, а также модели и технологии поддержки. Участниками и исполнителями проекта являются специалисты, занимающиеся  проблемами людей с  ментальными нарушениями в лице специальных педагогов специальных организаций образования и социальных работников системы социальной защиты, а также родители детей и подростков с особыми образовательными потребностями и/или инвалидностью.  
На данном этапе развития гражданского общества в Республике Казахстан возникла необходимость в нижеследующем:
1) привлечения внимания общественности к вопросам медицинской реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество граждан с проблемами интеллектуального развития и нарушениями психического здоровья;
2) создания и поддержки инициативных групп родителей, законных представителей и близких родственников лиц разных возрастных групп с нарушениями ментального и физического состояния здоровья;
3) проведения информационных мероприятий и адвокационных услуг с целью защиты интересов и всех видов прав детей и подростков, а также взрослых лиц с нарушениями интеллекта и психическими расстройствами; 
4) консолидации сил и ресурсов существующих организаций для развития альтернативных интернатам услуг;
5) тесного сотрудничества и взаимодействия инициативных групп родителей детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью и расстройствами психической сферы, а также неправительственных организаций, лоббирующих интересы и защищающих права, взрослых лиц с психическими нарушениями и иными расстройствами;
6) обсуждения и продвижения новых методов социализации и развития потенциала лиц с нарушениями ментального здоровья в общество;
7) выдвижения общих идей, предложений и инициатив в уполномоченные государственные органы.
    На сегодняшний день в нашей стране пока не существует сети неправительственных организаций, занимающихся вопросами обучения, реабилитации, социальной адаптации, включения в общество, профессионально-трудовой подготовки и дальнейшего трудоустройства, а также самостоятельной жизни лиц с проблемами ментального здоровья. Частный Благотворительный Фонд «Азамат әлеуеті» решил консолидировать деятельность инициативных групп и неправительственных организаций РК в области продвижения прав людей с нарушениями интеллекта, психическими отклонениями и иными расстройствами ментальной сферы. В ходе реализации проекта будет сфокусировано внимание компетентных органов и государственных структур, принимающих решения по вышеуказанным вопросам, а также юридических и физических лиц, занимающихся обеспечением прав наиболее уязвимой группы инвалидов – лиц с ментальными нарушениями и членов их семей. Данная инициатива способствует мобилизации гражданского общества и объединению усилий в продвижении прав людей с инвалидностью с детства, имеющих сложные нарушения и не совсем благоприятный «прогноз» на будущее. Наш проект продвигает системные изменения для граждан Казахстана вышеназванных категорий в решении поставленных вопросов и основан на правовом подходе в области инвалидности, на котором зиждется Конвенция ООН «О правах инвалидов».
В третьем этапе Концепции дальнейшей модернизации системы социального обслуживания указано, что в целях расширения доступности социального обслуживания планировалось провести деинституционализацию действующих крупных домов-интернатов, расширить сеть малокомплектных организаций, ввести монетизацию части предоставляемых услуг, а также обеспечить информационное сопровождение системы.  В связи с этим предлагаем нижеследующие рекомендации:
1. Необходимо разработать и утвердить методологию деинституционализации детских и взрослых Центров оказания специальных социальных услуг, т.к. неизбежны стихийные процесс организации вывода из крупных организаций Клиентов услуг.
2. Проработать вопросы дневной занятости и профилей труда Клиентов будущих домов малой вместимости.
3. Сформировать систему и разработать методологию профессиональной ориентации, профессиональной информированности, профессиональной диагностики и консультирования, профессиональных проб и отбора, профессионального обучения и подготовки, механизмов трудоустройства  и интеграции в общество подростков и взрослых лиц с теми или иными нарушениями, включая граждан с  психо-социальной инвалидностью.
          4. Рассмотреть вопросы создания специальных рабочих мест и сопровождаемого трудоустройства лиц с ментальными нарушениями, а также разработать Стандарты создания рабочих мест для данной категори граждан.
5. Разработать Стандарты создания специальных Служб по оказанию педагогической коррекции, психологической поддержки, юридических консультаций для будущих жителей домов сопровождаемого проживания.
6. По пункту: «К оказанию услуг общего профиля будут широко привлекаться незанятые члены семей. Для них будут организованы бесплатные курсы обучения для получения соответствующего уровня знаний, умений и навыков работы с целевыми категориями граждан. Будет рассмотрен вопрос о стимулировании домашнего ухода» во-первых, рассмотреть вопрос финансовой поддержки члена семьи, оказывающего уход за родственником с сочетанными нарушениями и тяжелым состоянием здоровья, хотя бы в объеме минимальной заработной платы; во-вторых, предложить внесение изменений и дополнений в систему социального обеспечения родителей детей, подростков и взрослых лиц, имеющих инвалидность с детства в виде льготного выхода на пенсию; в-третьих, рассмотреть возможность включения в группу социально уязвимых групп граждан одного из родителей ребенка с инвалидностью.
    7. Повсеместно поддерживать родительские инициативы касательно создания частных домов независимого проживания подростков и молодых людей с интеллектуальной недостаточностью и психическими расстройствами.
    Мы в свою очередь выражаем готовность к сотрудничеству и намерение внести свой вклад в процесс подготовки и разработки методологий, проведения пилотных проектов и апробации технологий работы, а также подключения всех своих партнеров в лице региональных организаций и международных партнеров. 

Сейсенова Алмагуль Даулетказиевна
 кандидат филологических наук, доцент, юрист,
старший научный сотрудник Национального
научно-практического центра коррекционной педагогики,
Президент Частного Благотворительного Фонда «Азамат әлеуеті»